Интервью с архитектором бюро KARO* Штефаном Реттих

Беседовала Дубинина Ольга

1. Ваш проект - это необычный творческий опыт. Какие роли Вы должны были исполнять во время проектирования, кроме того что Вы были архитектором?

Мы видим библиотеку под открытым воздухом не только как архитектуру. Проект - это скорее „Социальная скульптура". То, что интересует нас, это конструкция открытых процессов. В них могут участвовать все, мы пишем только сценарий. Изначально был функциональный тест: в 2005 году была сделана временная модель библиотеки в М 1:1 из пивных ящиков. После этого был дан призыв к сбору книжных пожертвований. Сегодня это больше чем 20.000 книг. Поэтому наша задача состояла, прежде всего, в том, чтобы строить и развивать социальную сеть.

2. Какие начальные факторы или особенности территории существенно повлияли на концепцию проекта?

В 2004 мы начали работать в Salbke и нашли ситуацию абсолютно покинутого городского центра. Это выглядело как пост-промышленные Помпеи. Мы хотели остановить дальнейшие развитие этого процесса и искали центр гравитации нового старта. Залежное поле в центре района казалось нам наиболее подходящим, так как там раньше стояла местная библиотека. На этом исходном пункте нужно было строить новые идеи, снова библиотеку, только в некотором другом виде. Так сказать, как знак прорыва и трансформации.

3. Если бы Вы проектировали «Закладку» полностью самостоятельно, без привлечения населения, можно ли утверждать, что проект был бы совсем другим?

Мы, как архитекторы, сформировали только основную идею. Все остальное пришло от людей. Без населения проект не существовал бы, не имелось бы книг и, вместе с тем, также никакой библиотеки бы не было. Мы обсуждали все функции и детали с людьми, так как библиотекой занимаются сами жители. Население было, так сказать, заказчиком постройки.

4. У проекта длинная история. С момента первых идей вплоть до воплощения проекта прошло несколько лет. Как ценен для Вас этот проект и чем Вы гордитесь в первую очередь?

Люди говорят, это библиотека доверия. Книжные витрины всегда открыты. Берут с собой книгу и ставят ее обратно когда-нибудь. Кроме того, имеется сцена, на которой играют молодежные группы, происходят публичные чтения, которые школа делает театральным сооружением. Иногда я думаю, это как площадь в центре деревни в миниатюре.

Теперь мы надеемся все, что наша искра перескочит на окрестности, и дома по соседству скоро засияют также великолепно. Это похоже на то, как Oriol Bohigas применил похожую стратегию в 1992 к преобразованию старой части города Барселоны и называл тогда проект „Положительные метастазы".